Евгений Дятлов: «Кассовое кино мне неинтересно»

Известный актер считает, что в сериале «Есенин» Сергей Безруков стал заложником обожествленного им образа великого поэта

Евгений Дятлов в особом представлении не нуждается. Зрители знают его по ролям в таких телесериалах, как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Линии судьбы», «Вепрь», «Агент национальной безопасности», «Есенин». Актер Театра сатиры на Васильевском известен также как талантливый исполнитель старинных русских романсов и знаток боевых искусств. Как ему удается сочетать столь разноплановые занятия, удалось выяснить корреспонденту «Смены».

Самурай со скрипкой

- Евгений, как звезда телесериалов вы уже вправе выбирать, в каком проекте участвовать, а в каком - нет. С кем из режиссеров вам особенно приятно работать?

- Странно, но со мной происходят такие вещи: я ставлю на чем-то крест, и вдруг ситуация кардинально меняется - меня приглашают в проекты, где я раньше не был востребован. Когда-то я думал: «Хорошо бы сняться у Хвана», но не получалось, никто мне ролей не предлагал. А потом вдруг взяли и пригласили. Александр Хван - поразительный режиссер, он с первых минут понимает актера, всегда готов поддержать его инициативу, работать с ним одно удовольствие. Наш новый сериал «Тайные поручения» - это история из недавнего прошлого. Сейчас на НТВ идут «Улицы разбитых фонарей-7», где я тоже участвую. Очевидно, будет продолжение этого сериала.

- Сцены разборок и драк с вашим участием на экране смотрятся весьма правдоподобно. В жизни вы можете так же эффективно дать отпор обидчику?

- Еще как могу. Для меня эта проблема стала важной еще в раннем детстве - каждый мальчишка в нашем дворе должен был уметь постоять за себя. Для меня это было особенно актуально, ведь я в детстве учился в музыкальной школе и играл на скрипке. Кстати, несколько лет назад судьба свела меня с замечательным тренером Александром Андреевичем Столяровым. Он преподает мне тай-дзюцу и кен-дзюцу. Это японские единоборства, боевая техника самураев.

- Обычно подобным видам борьбы сопутствует особая философия…

- Философия самурая - это отношение к жизни и смерти. Готовность умереть в любую секунду делала их свободными. Я встречал таких людей в наших спецподразделениях. Они не имеют права колебаться. Честно говоря, я себя самураем не считаю, но их жизненные установки мне близки. Во время съемок нас часто консультируют специалисты по восточным единоборствам, и я благодарен судьбе, что лично знаком с такими людьми.

«На сцене нужно не играть, а жить»

- Несмотря на успех, приходится ли иногда испытывать волнение, неуверенность в себе, находясь на сцене или перед камерой?

- Такое случается. Страх - вполне нормальное чувство, свойственное любому человеку. Волнение тоже бывает оправданным. Можно казаться внешне абсолютно спокойным, но внутри будет все бурлить. Часто волнение начинается тогда, когда человек боится выглядеть хуже, чем есть. Психологи говорят: «Надо не казаться, а быть». Перефразируя эти слова, я говорю, что на сцене и в кино нужно не играть, а жить.

- Профессия актера помогает преодолеть комплексы, снять стресс или, напротив, негативно влияет на психику?

- Конечно, сцена позволяет обогатить внутренний мир, приобрести опыт. Но я считаю, что актерская игра не должна быть лишь самоутверждением. Если человек просто хочет произвести впечатление на окружающих, то ради этого необязательно становиться актером. Потому что в таком случае дальнейшая работа будет приводить к постоянным стрессам и недовольству собой! Успехи и неудачи бывают у всех. Но если есть привязанность к своему делу, она поможет многое преодолеть. Я считаю, что для актера важны не столько зрительские аплодисменты, сколько оценка профессионалов. Тогда зависти и сомнению внутри тебя не будет места. На сцене и в кино я обычно не просто изображаю свой персонаж, а пытаюсь его себе хорошо представить, сделать «выпуклыми» его личностные особенности.

«Когда б вы знали, из какого сора…»

- О сериале «Есенин» много спорили, однако, к сожалению, мало кто заметил вас в роли Маяковского. Как вы сами оцениваете эту работу?

- Мой герой - Владимир Маяковский - в сериале был лишь фоном для главного героя. А Безруков-младший попал в тяжелую ситуацию. Беззаветная любовь к Есенину сыграла с ним злую шутку. Грань между Есениным и актером размылась. Произошла почти идентификация, все спуталось. Объективность во взгляде на историю - вещь спорная, я бы, например, даже не взялся за постановку подобного сериала - это слишком ответственно. Анна Ахматова писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Судить Есенина с точки зрения обывателя недопустимо. Он - великий русский поэт и именно этим интересен как личность.

- А Владимир Маяковский?

- Владимир Владимирович - это огромное поле для психоанализа и просто для выбора человеческого пути. Но в фильме этого нет. Хотя Маяковский не менее трагическая личность в истории отечественного искусства, чем Сергей Есенин. Да и по уровню таланта они равны. Хотя, конечно, разрабатывали разные пласты человеческой души. У Владимира Маяковского были другие идеалы и ценности. Может быть, это будет чересчур резкое заявление, но, на мой взгляд, Есенин в сериале излишне обожествлен. И это губительно отразилось на его образе в сериале.

Актеру нужен режиссер-новатор

- С ролями в сериалах вам пока везет. Но не боитесь ли вы остаться за бортом серьезного полнометражного кино?

- Полнометражное кино - пока не совсем освоенная для меня территория. У меня всего несколько работ. Но я очень люблю смотреть классику полнометражного кино. Новые фильмы - американские, европейские - среди них есть шикарные работы. Я тоже хочу работать профессионально и интересно. Но мне по большому счету наплевать, войдут ли мои работы в анналы нашего кино. Туда непременно войдут такие киноленты, как «Дневной дозор», «Гамбит» и «Статский советник». Но эти фильмы идут по проторенной дороге, они собирают кассу. А мне не так важен зрительский успех и даже сыгранная мною роль. Для меня главное, чтобы со мной работал необычный режиссер, который может взорвать ситуацию, найти необычное решение, стать первопроходцем.

- И как вы себе представляете эту героическую личность?

- Режиссер-новатор - это целый мир, с которым ты сталкиваешься, мир, который обогащает тебя. Он открывает в актере новые способности, о которых ты иногда даже не подозреваешь.

- Интересна ли вам светская жизнь? Предпочитаете отдыхать на людях или уединяться вдали от суеты?

- Мне помогают расслабиться мои любимые и близкие. Центры развлечений воспринимаю как обратную сторону лени или хандры. В ночной клуб или казино пойдет скорее тот, кто хочет заполнить пустоту, вытащить себя из затяжной меланхолии. А я вот люблю бывать на природе, побегать, подышать свежим воздухом, поиграть с детьми, пожарить шашлыки. Или заняться спортивными упражнениями. Есть у меня, правда, один грешок: я люблю компьютерные игрушки.

Анастасия Плешкова

12.10.2015