Караван PQ-17 спасали наши моряки

Полярник Валентин Дремлюг лично доставал из воды американцев и англичан с потопленных фашистами судов

Четверть века назад россияне впервые узнали о том, что такое полярные конвои. Долгие десятилетия после окончания Великой Отечественной войны информация о караванах транспортных судов, доставлявших военные и транспортные грузы из США и Англии в советские порты Мурманск и Архангельск, в СССР тщательно скрывалась. И только теперь благодаря немногочисленным оставшимся в живых участникам событий тех лет правда о северных конвоях стала выплывать наружу. «Смене» удалось отыскать пожилого петербуржца, который не понаслышке знает о работе полярных конвоев - PQ.

88-летний ветеран Валентин Дремлюг лично спасал иностранных моряков с трагически погибшего легендарного конвоя PQ-17!

Стал гидрографом благодаря челюскинцам

Почти вся жизнь Валентина Валентиновича Дремлюга оказалась связана с морем, или, точнее, северными морями. Несмотря на свой преклонный возраст, ветеран до сих пор пишет книги и статьи, читает лекции студентам и школьникам. Конечно же, о них - полярных конвоях, сохранить память о которых он считает главным делом своей жизни.

- Я провел детство в Ленинграде, учился в средней школе № 22, что находится на набережной Фонтанки, в доме 36, - начинает рассказ Валентин Валентинович. - Именно благодаря школьным годам моя жизнь оказалась связана с Арктикой. Прямо напротив моей школы находился бывший Шереметевский дворец, в котором тогда располагался Арктический институт. И все свое детство я видел знаменитых полярников: в 1930 го-

ду - сибиряковцев, которые за одну навигацию сумели пройти весь Северный морской путь, в 1934 году - челюскинцев, в 1938 году - папанинцев. Поэтому неудивительно, что после окончания школы шесть парней из моего класса, в том числе и я, решили поступать в знаменитый Гидрографический институт Севморпути, который готовил специалистов для работы в Арктике.

Сказано - сделано. Молодой Валентин, несмотря на то что его родители не были ни военными, ни моряками, пошел учиться на гидрографа. Однако спокойно закончить высшее учебное заведение в родном Ленинграде ему не было суждено. По иронии судьбы за несколько дней до начала Великой Отечественной, 20 июня 1941 года, Валентина Дремлюга направили на преддипломную практику на Север. Студенты были в пути, когда узнали о нападении фашистов на Советский Союз. Страшное известие застало их в Кирове.

Однако, несмотря на это, руководство института приказало ребятам не возвращаться, а ехать на море. Все тревожное лето 1941 года будущий гидрограф проработал на Северной Печоре. Он мечтал вернуться в родной Ленинград, где оставались его родители.

Но из-за блокады это оказалось невозможным.

Диплом получил во время войны

Осенью 1941 года ребятам дали команду ехать с Севера в Красноярск - именно туда было эвакуировано Главное управление Северного морского пути. По прибытии на место Дремлюгу и нескольким его товарищам была предложена работа в Арктическом институте. Одновременно парням посоветовали не бросать учебу и, несмотря на военное лихолетье, все-таки заканчивать Гидрографический институт. Что Валентин и сделал. В итоге 1 января 1942 года он получил диплом гидрографа. Последний военный выпуск Гидрографического института составил всего 7 человек - остальные студенты к тому моменту ушли на фронт. Кстати, останься Валентин Дремлюг в Ленинграде, Гидрографический институт он так бы и не закончил - в блокадном городе это учебное заведение официально закрылось еще 25 сентября 1941 года.

- Сразу после получения диплома я попал по распределению на маленький кораблик - деревянный парусно-моторный бот «Мурманец», - продолжает рассказ Валентин Валентинович. - Это было очень почетно: еще в 1938 году экипаж этого судна наградили орденом Трудового Красного Знамени за спасение папанинцев. Так сложилось, что именно с участия в спасении конвоя PQ-17 началось мое знакомство с полярными конвоями.

Как известно, конвой PQ-17, груженный боевой техникой и горючим, вышел из Исландии 27 июня 1942 года. Его судьба оказалась поистине трагична: из 37 судов немцы потопили 23. Как раз в это время из Архангельска ушел в плавание по Баренцеву морю и «Мурманец» (второе название - «Ледовый патруль-18»), на котором гидрографом-навигатором служил Валентин Дремлюг. В его задачу входило изучать состояние льдов, информировать о погодных условиях военные корабли. И вот 10 июля 1942 года экипаж «Мурманца», который состоял всего-то из 27 человек, получил ответственное задание: срочно идти на помощь морякам затопленного каравана PQ-17. Ослушаться приказа на гидрографическом судне, конечно же, не могли.

Американцы тонули в горящем море

- После того как немцы потопили суда каравана PQ-17, иностранные моряки, по большей части - англичане, американцы и голландцы, пытались добраться до берега на спасательных шлюпках, - рассказывает Валентин Дремлюг. - Они подплывали к Новой Земле, где мы их и встречали. К тому моменту они провели в воде уже больше двух недель. Картина, которую я видел, была страшная - горело море! Ведь из потопленных судов в воду попали тонны нефти. Несмотря на лето, температура воды была всего лишь 4 - 5 градусов. Поэтому многие моряки-иностранцы получили обморожения. Выжить удавалось лишь тем, кто попал на спасательные шлюпки. Моряки, которые оказались в воде в спасательных жилетах, погибли. Нам приходилось извлекать из воды их трупы.

Всего в общей сложности экипаж «Мурманца» спас 147 иностранных моряков с пяти потопленных судов. Замерзших иностранцев втаскивали из полуразрушенных шлюпок на советский бот, обтирали спиртом, отпаивали водкой и горячим чаем. А так как «Мурманец» не мог похвастаться большими размерами, спасенные лежали прямо на палубе!

- У меня до сих пор стоит перед глазами здоровенный рыжий американец, которого мы поднимали с плота, - говорит Валентин Валентинович. - Первое, что он нам сказал: «Не хотите сыграть со мной в кости?» Я ему ответил: «Какие кости, вы же все обмороженные и больные!» А он мне на это: «Ну тогда возьмите в подарок эту чашечку!» И протянул мне эмалированную маленькую чашку - это была суточная норма пресной воды на каждого моряка из шлюпки. Эта морская реликвия хранится у меня дома до сих пор...

Почему в кино искажают правду?

Как позже выяснилось, крошечный «Мурманец» был первым кораблем, который пришел на помощь морякам затопленного каравана. Первую неделю после трагедии на море только он и занимался спасением оказавшихся в воде иностранцев. Один - на огромной акватории! Это потом подошли английские военные корабли и спасательные суда.

Участие в спасении каравана PQ-17 стало самым значительным событием в жизни Валентина Валентиновича Дремлюга. Хотя во время войны он обеспечивал безопасность еще нескольких конвоев, а Победу встретил на Дальнем Востоке, лица спасенных в Баренцевом море не может забыть до сих пор. В последнее десятилетие Дремлюгу удалось встретиться с десятками иностранных моряков - американцами, канадцами, англичанами, которые работали в полярных конвоях. Они, как и Дремлюг, делают все, чтобы сохранить память о подвиге, совершенном в северных морях. И их, конечно же, не может не расстраивать искажение исторической правды.

- Несколько лет назад у нас сняли художественный фильм «Конвой PQ-17», - вздыхает Валентин Валентинович. - И он меня очень расстроил. Во-первых, там неграмотно используется военно-морская терминология. Во-вторых, там ничего не сказано о подвиге нашего «Мурманца». Вместо него там фигурирует какой-то неизвестный буксир. Есть еще один возмутивший меня эпизод - немецкая подлодка натыкается на замерзающих американцев. На самом деле такого не было! Первое судно, которое встретило обмороженных иностранных моряков на шлюпках, было наше!

Ольга Рябинина

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015